ТОП 10 лучших статей российской прессы за
Окт. 24, 2025

Наука и техника идут в разведку

Рейтинг: 0

Автор: Николай Долгополов , Владислав Фронин. Российская Газета

Двадцать шестого октября 2025 года исполняется 100 лет со дня основания научно-технической разведки (НТР). О ее истории, работе и перспективах мы беседуем с Директором Службы внешней разведки Российской Федерации Сергеем Евгеньевичем Нарышкиным.

Позвольте, Сергей Евгеньевич, начать беседу с вопроса, подразумевающего откровенный ответ. А Вам самому приходилось иметь дело с НТР?

Сергей Нарышкин: "Приходилось" - не то слово. К примеру, в период моей работы в НТР возникла серьезная опасность пандемии - "чумы XX века" - СПИДа. Некоторые западные страны попытались этим воспользоваться, ведь болезнь неизвестная, необычная, смертоносная. И тут же огородили данные о ней стеной секретности.

Зачем? Что это им давало?

Сергей Нарышкин: Хотели ввести в заблуждение не только широкую общественность, но и международное медицинское сообщество относительно происхождения СПИДа. Намекали на якобы ведущиеся в СССР разработки бактериологического оружия.

Так возникла острая необходимость защитить наше население, сформировать единый фронт мировой борьбы с тяжелейшим заболеванием. И перед НТР была поставлена задача в кратчайшие сроки обеспечить получение достоверной информации об основных исследованиях в этой области медицины. Задача была решена. Это выдвинуло нашу страну в первые ряды мировой борьбы со СПИДом - общей борьбы на благо всего человечества.

И уж если мы заговорили о достижениях НТР в области здравоохранения, то вспомним содействие разведки в налаживании у нас в стране в военные и послевоенные годы массового выпуска высокоактивного пенициллина, стрептомицина и других разновидностей этих препаратов или о помощи в изготовлении вакцины против полиомиелита. Это позволило в зачатке потушить эпидемию. НТР узнала о проводившихся в ряде стран Запада разработках болезнетворных средств и особо опасных инфекций, а также лечебно-профилактических препаратов против них.

Сергей Евгеньевич, давайте обратимся к истокам. Когда была создана НТР? Почему возникла такая необходимость?

Сергей Нарышкин: В нашей беседе хотелось бы опровергнуть стереотипное представление об НТР. Речь совсем не о промышленном шпионаже, как полагают люди, от разведки далекие. Дело совершенно в другом: вот уже 100 лет НТР вносит существенный вклад в обеспечение суверенитета Отечества.

26 октября 1925 года - дата, значимая в истории не только СВР, но и, уверен, всей страны. Председатель Высшего совета народного хозяйства СССР Феликс Эдмундович Дзержинский предложил руководству Иностранного отдела ОГПУ создать научно-техническую разведку. Наша страна находилась в международной изоляции, в том числе научной, что заметно замедляло ее развитие. Дзержинский понимал: надо срочно наладить получение информации, от молодой России тщательно скрываемой. Наши ученые обязаны получить к ней доступ, понять, каковы главные зарубежные научно-технические достижения в самых разных областях. Тут и военная техника, и современное технологическое оборудование… Политическая обстановка складывалась так, что эти сведения могли быть получены кадровыми работниками разведки лишь специальными оперативными методами. Так были определены место и задачи научно-технической разведки. Еще раз назову ее главнейшую цель: обеспечение национальной безопасности страны и ее устойчивого социально-экономического развития.

Это было новым направлением в работе внешней разведки. И уже к началу 1930-х разведка сумела создать надежные каналы поступления ценной информации. Ее вклад в быстрое восстановление страны, в индустриализацию, проведенную в рекордные сроки, значителен, как и в укрепление оборонно-промышленного комплекса, столько сделавшего для Победы над фашизмом.

Сергей Евгеньевич, мы постепенно приближаемся к периоду Великой Отечественной войны. Какую операцию, проведенную с участием НТР, можно считать наиболее успешной?

Сергей Нарышкин: Вопрос поставлен категорично. Давайте начнем с того, что в годы войны от НТР было получено более 1000 комплектов секретных материалов по самым разным направлениям. Это авиация, радиолокация, фармакология, защита от биологического и химического оружия... И конечно, атомная проблематика.

Кто все-таки первым известил Москву о начале работы по созданию атомной бомбы? Здесь существует несколько версий.

Сергей Нарышкин: Начало операции отечественной внешней разведки по добыче атомных секретов Запада, получившей в оперативной переписке шифр "Энормоз", было положено в середине 1940 года. Заместитель начальника отделения НТР Леонид Квасников обратил внимание на исчезновение из всех зарубежных научных журналов работ по ядерной тематике и, проанализировав совокупность данных, пришел к выводу о развертывании на Западе работ по использованию энергии деления ядра атома в военных целях. Свои соображения он доложил начальнику разведки Павлу Фитину, который со всей серьезностью воспринял эту информацию и дал указание подготовить соответствующую ориентировку-задание для резидентур в наиболее технически развитых странах.

Читать в оригинале

Подпишись прямо сейчас

Комментарии (0)

Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Другие номера Смотреть всё
Архив ТОП 10
Лучшие статьи за другие дни