ТОП 10 лучших статей российской прессы за June 2, 2025
Не ставьте крест на инфраструктурных облигациях
Автор: Татьяна Гурова. Монокль
«Росатом», ОСК, «Ростех» — все больше крупных и государственных компаний публично заявляют о проблемах с источниками долгосрочного финансирования крупных стратегических для страны проектов.
А свежая схема финансирования многострадального проекта ВСМ Москва — Санкт-Петербург выглядит так: 18% проекта под низкую ставку с использованием ФНБ, остальное — под текущую ключевую плюс 3%. И все это как минимум на двадцать лет. Как бы ни вела себя ключевая ставка на этом долгосрочном периоде, 1,7 трлн необходимых инвестиций в итоге увеличатся кратно. И проект станет золотым.
Казалось бы, гигантская доля государства в экономике должна была решить вопрос инвестиций в крупные государственные проекты. Но этого не происходит. Госбанки ведут себя как абсолютно рыночные игроки: хотят низких рисков и высоких доходностей. Институты развития полностью зависимы от бюджета и тех же госбанков. В результате все ложится на бюджет, приобретая самые уродливые формы: кредиты и лизинг даются заемщикам под относительно низкие проценты, а ставка щедро субсидируется бюджетом. В результате мы получаем как минимум «два зла»: долг бюджета перед банками оказывается пропорциональным инвестиционной активности, и к тому же деньги, которые в итоге попадают в инвестиции, зачем-то проходят круг обслуживания банками и чиновниками, создавая дополнительные расходы на содержание соответствующих аппаратов. С точки зрения макроэкономики такое обременение бюджета — это очень плохо. Единственным источником пополнения бюджета являются налоги. А такая цепочка проблем вызывает естественное желание увеличить налоги. В то же время рост налогов всегда плохо сказывается на экономическом росте и, в частности, по некоторым расчетам (об этом мы напишем уже в следующем номере), стал одной из причин нынешнего замедления экономики. Короче говоря, схема «стратегический проект — госбанк — субсидии бюджета» тяжела для экономики страны.
Сторонники простоты говорят: «Давайте не городить огород и финансировать все из бюджета напрямую». Возможно, это будет чуть экономнее по сравнению с субсидированием ставок, но в целом идея придерживаться рыночной логики в организации финансирования имеет смысл, так как просто бюджетное финансирование напрочь лишено системных оценок адекватности бизнес-планов проектов. И в этом случае мы можем столкнуться с неадекватным ростом расходов по причине неконтролируемой себестоимости или, наоборот, слишком зажатой себестоимости и невозможности реализовать проект, что тоже сплошь и рядом бывает. Плюс к этому все свалить в бюджет — значит сделать большой шаг к плановой экономике, у которой куча своих издержек, да никто к ней и не готов.
Так что желательно искать рыночный механизм финансирования больших стратегических проектов. И тут вспоминаются идеи рынка инфраструктурных облигаций, инфраструктурной ипотеки или хотя бы просто рынка ипотечных бумаг — всем этим идеям много лет, но они никак не реализуются. Однако не надо ставить на них крест. Сейчас сложились хорошие предпосылки для разработки и внедрения такого механизма.
Коментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.